Для первого онлайн собрания не требуется предварительное собрание
- 7161
- 7 мин.
Переход к онлайн собраниям - необходимость, которая обусловлена пандемией и цифровизацией всех сфер жизнедеятельности. Минстрой считает, что для перехода к онлайн-собраниям с помощью иных информационных систем требуется предварительное решение на собрание. Мы проанализировали письмо Минстроя от 22 июня 2020 г. № 19604-ОГ/04, а также положения жилищного законодательства и не нашли нормы, обязывающей провести предварительное собрание.
В письме т 22 июня 2020 г. № 19604-ОГ/04 был сделан вывод, что для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием иных информационных систем необходимо предварительное принятие общим собранием собственников решений, предусмотренных п. 3.2 - 3.4 части 2 ст. 44 ЖК РФ.
Вывод сделан на том, что в ч. 13 ст. 47.1 ЖК РФ указана возможность проведения онлайн собраний с помощью иной информационной системы с учетом особенностей, установленных в ст. 47.1 ЖК РФ. При этом, Минстрой считает, что особенность статьи 47.1 ЖК РФ заключается в возможности проведения онлайн собрания через ГИС ЖКХ без предварительного классического. А необходимость проведения классического собрания обусловлена компетенцией общего собрания собственников по принятию решения об использовании иной информационной системы для онлайн голосования.
Во-первых, следует учесть, что письма Минстроя не являются нормативным правовым актом, который является обязательный к исполнению всеми гражданами и организациями. По своему содержанию письма Минстроя являются мнением государственного органа или конкретного сотрудника такого органа.
По этой причине Минстроя в каждом своем письме оставляет заметку, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
В качестве одного из доводов о необходимости предварительного собрания Минстрой указывает на п. 3.2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, где указаны полномочия собрания собственников по принятию решений об использовании при проведении общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования системы или созданной на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации региональной информационной системы, используемой для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (далее - региональная информационная система), при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, а также иных информационных систем независимо от способа управления многоквартирным домом.
Если следовать формальной логике, то из вышеуказанного положения явствует, что собственники наделены полномочиями о принятии решения на собрании об использовании не только иной информационной системы, но и выбрать для онлайн собрания одну из возможных систем для собрания:
- ГИС ЖКХ;
- Иная информационная система;
- Региональная информационная система.
Иными словами, в п.3.2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ нет разделения онлайн собраний исходя из используемой системы.
Вторым по значимости доводом являются положения ч. 13 ст. 47.1 ЖК РФ, которые предусматривают, что проведение общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования с использованием иных информационных систем осуществляется в порядке и в сроки, которые предусмотрены ЖК РФ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Минстрой считает, что особенность статьи 47.1 ЖК РФ заключается в возможности проведения первого онлайн собрания в ГИС ЖКХ без предварительного собрания в классической форме. Исходя из указанных положений Минстроя делает вывод о необходимости проведения классического собрания для перехода к онлайн собранию в ГИС ЖКХ.
И здесь следует отметить, что термин “система” впервые упоминается в сокращении как ГИС ЖКХ в п. 9 ст. 2 ЖК РФ.
Но если следовать простейшей логике, то можно сделать вывод, что во всех случаях указании в ЖК РФ “система” - положения таких норм будут распространяться только на порядок проведения онлайн собраний через ГИС ЖКХ.
Такой вывод не отражает действительности. Дело в том, что в ст. 47.1 ЖК РФ часто упоминается слово система. При этом нет указания, что то или иное положение с указанием термина “система” не может использоваться для проведения собраний в иной информационной системе или вовсе используется исключительно для собрания в ГИС ЖКХ.
Например, в ч. 1 ст. 47.1 ЖК РФ содержится цель использования системы и ее функциональное назначения (хранение итогов собраний, возможность голосования), но нигде нет указания на цель использования иной информационной системы или региональной информационной системы. Очевидно, что ч. 1 ст. 47.1 ЖК РФ относится ко всем предусмотренным видам систем для голосования, а не только к ГИС ЖКХ.
Аналогично ситуация обстоит и с положениями ч. 13 ст. 47.1 ЖК РФ, указывающие на необходимость учитывать при использовании иной информационной системы особенности ст. 47.1 ЖК РФ.
Ведь нет нормы, которая прямо указывала на ограничения использования иных информационных систем. Равно как и нет норм права, предусматривающих требование о предварительном проведении собрания в классической форме с помощью иной информационной системы.
Аналогичная позиция была озвучена Антоном Борисовичем Колыхаловым (ответственный секретарь рабочей группы Экспертного совета Правительства РФ по вопросам повышения энергоэффективности, представитель Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций) при проведении совещания (круглого стола) участниками Общественной палаты по теме “Эффективное управление многоквартирным жилищным фондом”. В частности, было отмечено, что “с точки зрения законодательства, никаких ограничений нет для проведения и использования иных программных продуктов, позволяющих решить задачи ОСС. мы планируем регулировать только параметры ИС, которые используются участниками и создаются рынком. Но сам рынок мы регулировать не будем. И существующие решения будут развиваться и улучшаться”.
Таким образом, мы считаем, что на сегодняшний день жилищное законодательство не содержит указания на необходимость предварительного собрания собственников в классической форме для перехода к онлайн собранию с помощью иной информационной системы. А принять решение о дальнейшем использования такой системы собственники могут на первом собрании, проводимом через такую системы.
Эксперты НИЦ “Системы управления”, исходя из собственного опыта и из опыта клиентов считают, что для создания благоприятных условий при проведении онлайн-собраний должны соблюдаться ряд условий, которые сможет обеспечить только современная и гибкая IT инфраструктура:
- Возможность удаленной и локальной идентификации собственников
- Возможность оперативного мониторинга состояния собрания и кворума в режиме online для оперативного ускорения
- Возможность оперативного уведомления и оповещения собственников о значимых этапах ОСС, при помощи СМС, PUSH и бумажных сообщений
- Доступность проголосовать через систему различными способами, не важно, будет собственник голосовать при помощи рукописного бланка, мобильного приложения, либо через сайт
- Постоянная коммуникация с администратором через мессенджеры и специализированное ПО
- Оперативное реагирование Службы поддержки Системы, используемой для онлайн-собраний
- Включает программу для администратора + Мобильное приложение для собственников + Личный кабинет на Сайт
- 100% легитимно
- Максимальный охват собственников МКД
- Официальный реестр собственников
- Готовая повестка для перехода на электронное голосование + Пакет документов для ГЖИ
- БОНУС: Сопровождение юриста